Неисправные самолёты и миллиардные убытки: что не так с авиакомпанией «Якутия»


Фото: © АК «Якутия»

19 октября в режиме видеоконференции прошло заседание Президиума Государственного Совета, на котором рассматривалась транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года.

В ходе заседания министр промышленности и торговли Денис Мантуров, сообщил, что Минпромторг и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) отзовут у авиакомпании «Якутия» самолёты SSJ100, если продолжатся проблемы с их своевременным обслуживанием.

 

«К сожалению, мы уже на протяжении нескольких лет получаем негативный опыт, связанный с тем, что либо это менеджмент, либо ещё какие-то причины, но обслуживание самолётов не осуществляется своевременно», – сказал Мантуров. В связи с этим он обратился к властям региона, чтобы были подписаны либо контракты жизненного цикла, либо своевременно местная авиационно-техническая база обеспечивала закупку запасных частей и имела соглашения о сопровождении самолётов этого типа.

«В противном случае мы вместе с ГТЛК будем вынуждены изъять из эксплуатации эти самолёты у «Якутии»», – предупредил глава Минпромторга.

ГТЛК требует от авиакомпании «Якутия» приведения эксплуатируемых воздушных судов в состояние технически исправных, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу ГТЛК. «Компании и акционеру не раз указывалось на необходимость выстраивания финансовой модели, в меньшей степени зависящей от поступления господдержки от региона. Тем не менее до настоящего времени никаких значимых решений по данному вопросу не принято», – сказал представитель лизингодателя.

В авиакомпании проблемы со своевременным обслуживанием своих самолётов Superjet 100 связали со сложностями в логистике, стоимостью запчастей и отраслевым кризисом. Об этом сообщил «Интерфакс».

«Одним из основных проблематичных вопросов в части эксплуатации SSJ100 является высокая стоимость основных запчастей и трудность в логистике, что приводит к длительным простоям воздушных судов. Многие комплектующие производятся за рубежом и реализуются в иностранной валюте, требуют таможенного оформления», – объяснили в авиакомпании.

Ещё одной проблемой назван продолжающийся отраслевой кризис, связанный с пандемией COVID-19, который вызывает у перевозчика трудности в финансировании восстановления лётной годности самолётов SSJ100. В тоже время в компании отметили, что в рамках договора с производителем по предоставлению запасных частей и подменных двигателей, вкладываются значительные средства на поддержание лётной годности воздушных судов.

Из-за перечисленных сложностей в настоящее время из пяти воздушных судов SSJ100 авиакомпании в лётной годности находятся и выполняют полёты только два самолёта. По данным Росавиации в парке «Якутии» сейчас четыре «Суперджета». Перевозчик утверждает, что эксплуатирует пять воздушных судов данного типа, четыре из которых поставлены по договорам аренды с ПАО «ГТЛК».

Вопросы к «Якутии» появляются даже при подсчете самолётов, отмечается в статье ИА «РЖД-Партнёр».

На официальном сайте авиакомпании указано, что парк перевозчика включает пять ВС SSJ100 – два RRJ-95B и три RRJ-95LR-100. Однако согласно «Реестру эксплуатантов и воздушных судов» Росавиации по данным на сентябрь этого года авиакомпания эксплуатирует только четыре SSJ100 – один RRJ-95B и три RRJ-95LR-100. Объяснить это разночтение пресс-служба Росавиации не смогла, но известно, что после аварии самолёта RA-89011 в октябре 2018 года, он восстановлению не подлежит.

Читайте также  Двигатели ТВ7-117СТ-01 в составе Ил-114-300 — движение, создаваемое в «ОДК-Климов»

На заседании президиума Госсовета было заявлено, что сертифицированные специалисты не производят обслуживание авиапарка компании. И причина этого не в отсутствии запчастей, заявили на заводе в Комсомольске-на-Амуре. КнААЗ предлагает эксплуатантам как разовое приобретение деталей и аренду, так и замену неисправных агрегатов на исправные. В пресс-службе завода отметили, что есть варианты комплексных сервисных соглашений, которые являются эффективной и востребованной формой взаимодействия.

«В рамках сервисного соглашения предоставляется гарантированный доступ к пулу запчастей (в том числе редко востребованных дорогостоящих агрегатов), общему для всех авиакомпаний. У эксплуатанта нет необходимости оплачивать замену или аренду и ремонт каждой отдельной запчасти. Абонентская плата зависит от налёта», – цитирует РЖД-Партнёр официальное письмо пресс-службы КнААЗ.

Вне сервисного соглашения запчасти приходится ждать очень долго. Даже после полной оплаты детали из Комсомольска-на-Амуре, например, в Москву приходят за 10–12 дней. «По сервисному соглашению запчасти передаются, в срочных случаях, в течение 4 часов с момента размещения заказа», – уточнили на авиазаводе.

«Отгрузка запасных частей организована в режиме 24 на 7. На складе в Жуковском хранится более 15 тыс. позиций, на складе в Шереметьево – свыше 4 тыс., от заклёпок до вспомогательной силовой установки», – сообщает пресс-служба завода-производителя.

На рынке услуг по материально-техническому снабжению SSJ100 работают несколько отечественных и зарубежных провайдеров, и национальный авиаперевозчик Якутии может воспользоваться любым предложением, рассказывает производитель «Суперджета». Может, но не пользуется. «Якутия» построила совсем другую финансовую модель. Средства на ремонт авиапарка находятся в прямой зависимости от поступления господдержки в регион, пишет РЖД-Партнёр. Поэтому глава Минпромторга и обратился к руководству республики с требованием перестать рассчитывать на помощь из федерального цента и подписать либо контракты жизненного цикла, либо обеспечить местную авиационно-техническая базу запасными частями и прописать это в сервисном соглашении о сопровождении SSJ100.

«Руководство авиакомпании «Якутия» не расстроится, если у нее изымут самолеты Superjet 100», – поделился мнением перевозчика якутский политолог и журналист Виталий Обедин в своём Телеграм-канале, комментируя предупреждение Дениса Мантурова изъять «Суперджеты».

По мнению Виталия Обедина, министр не владеет ситуацией, при этом глава Якутии Айсен Николаев заявил РБК, что Мантуров совершенно справедливо отметил проблемы авиакомпании. «Речь идёт всего о четырёх самолётах «Сухой Суперджет». Уверен, что новое руководство авиакомпании «Якутия», которое будет назначено в ближайшее время, сможет решить задачи, обозначенные министром», – сказал Николаев.

«С изъятием SuperJet`ов у авиакомпании «Якутия», конечно, полная хрень. Она говорит о том, что Мантуров тупо не владеет ситуацией, а Айсен Николаев, наученный горьким опытом, с федеральными чиновниками больше не спорит», – пишет журналист.

По его мнению, все проблемы авиакомпании происходят из-за российских самолётов, потому что они «сырые» и большую часть времени простаивают, к тому же, самолёты, которые эксплуатирует авиакомпания, не летают из-за проблем с двигателями.

Читайте также  В Нижнем Новгороде прошли модернизацию три высотных перехватчика МиГ-31БМ

«»Якутия» в числе первых залезла в авантюру с новым отечественным самолетом и потом много и часто кусала локти. И потому что сам самолет оказался сыры*, и потому что опыта эксплуатации не имелось, и потому что машины были взяты в лизинг. Валютный! Накануне кризиса, когда доллар скакнул сразу вдвое! Лучше всего у «джетов» получается стоять в ангаре. Самый большой парк – у «Аэрофлота», более 50 машин, но эксплуатируется около половины.

У самолетов, которые эксплуатирует «Якутия» постоянные проблемы с двигателями. Их приходится прогонять через проверки каждые 50 летных циклов (раз в неделю).

Поэтому тайная мечта руководства компании – неважно старого ли (Федорову, кстати, ушли как раз на волне инцидента с «Джетом»), нового ли (Горбунов ушел потому что просто все заватил*) – ДА ЗАБЕРИТЕ ИХ НАХРЕН!», – комментирует Обедин в Телеграме.

* орфография и стилистика автора сохранены.

Скандальная ситуация с региональными самолётами SSJ100 в авиакомпании «Якутия» возникает не первый раз.

В 2018 году Росавиация опубликовала список авиакомпаний, допускающих частые задержки регулярных и чартерных рейсов. «Якутия» замкнула этот список с наихудшими показателями из всех российских авиаперевозчиков. Через неделю после обнародования списка Якутское-Саха Информационное Агентство Ysia.ru опубликовало статью, в которой утверждалось, что «Суперджеты» – самолёты ненадёжные и что двигатель SaM146 имеет конструктивные недостатки камеры сгорания. А к длительным задержкам рейсов привели как раз неисправности двигателей у одного из SSJ100.

Как и тогда, сейчас мнение авиакомпании по поводу российского самолёта высказал журналист. С тем отличием, что в 2018 году претензии к самолёту были справедливые, а формулировки в статье – взвешенные и корректные, сейчас – без знания истинного положения дел с самолётом, они агрессивные, на грани откровенного хамства.

20 октября на сессии республиканского парламента депутат Виктор Фёдоров предложил провести в четвёртом квартале этого года аудиторскую проверку авиакомпании и анализ её финансового состояния, а по результатам аудита принять решение по дальнейшей деятельности предприятия, вплоть до возможной ликвидации. Министр финансов Валерий Жондоров сообщил, что в этом году авиакомпании выделят ещё 570 миллионов рублей. На что Фёдоров выразил сомнение, надо ли поддерживать убыточное предприятие. Он привёл данные о финансово-хозяйственной деятельности перевозчика за восемь месяцев текущего года. По его словам, информацию ему предоставил Минтранс Якутии.

Общий убыток авиакомпании на 31 августа составляет 17,5 миллиарда рублей. Текущий убыток — 981 миллион рублей. По словам Фёдорова, авиакомпания вышла в плюс только за счёт миллиарда рублей, который был ей передан в текущем году из республиканского бюджета. Общий размер субсидий, в том числе из федерального бюджета, за последние три года составил 3,4 миллиарда рублей. Федоров утверждает, что ежегодный убыток авиакомпании составляет 1,5 миллиарда рублей. По его подсчётам, в 2022 году убыток предприятия достигнет восьми миллиардов рублей.

Все четыре турбовинтовых самолёта Bombardier Q300 по состоянию на 17 октября были неисправны, восстановление двух из них под вопросом, так как на это нет финансовых средств. Один самолёт Bombardier Q400 длительное время находится в Германии для восстановления и последующей продажи. Из четырёх SSJ100 летают только два, на восстановление двух машин нужно 106 миллионов рублей. Ещё один «Суперджет», который потерпел аварию 10 октября 2018 года в якутском аэропорту по халатности диспетчеров, из-за полученных повреждений летать уже никогда не будет.

Читайте также  Авиакомпании будут платить за ТОиР SSJ100 в зависимости от их налёта

Справка:

По данным финансовой отчётности «Аэрофлота», выручка за шесть месяцев 2021 года составила 149 898 млн руб. и выросла на 23,2% к аналогичному периоду 2020 года. Выручка от пассажирских перевозок в первом полугодии 2021 г. выросла на 29,7% по сравнению с шестью месяцами 2020 года. В первом полугодии 2021 года удалось сократить чистый убыток на 37,7% по сравнению с первым полугодием 2020 года до уровня 26,3 млрд руб.

Председатель Правительства республики Андрей Тарасенко не поддержал проведение аудита авиакомпании.

По его словам, если сейчас начать процедуру аудиторской проверки, это может негативно отразиться на авиапарке компании, будет создана волна недоверия, ГТЛК арестует все самолёты, и из бюджета республики «посыпятся все гарантии». ​

Он признал, что финансовая ситуация предприятия тяжёлая, но отметил, что многие авиакомпании находятся в долгах, даже такие крупные, как «Аэрофлот». Другими словами, глава правительства Якутии выступил за продолжение шантажа государства и дальнейшее бюджетное финансирование авиакомпании, несущей многомиллиардные убытки, деятельность которой непрозрачна и есть проблемы с безопасностью полётов.

По его словам, проверка, которую проводил Ространснадзор и где было выявлено более 55 авиаинцидентов, была заказной. «…замминистра Игорь Чалик признал, что та проверка, которая проводилась в отношении нашей авиакомпании «Якутия», является заказной. Те акты, которые были подписаны, сейчас аннулированы. По ним проводят служебное расследование, кто заказывал эту музыку», — заявил Тарасенко.

В тоже время, агентство «Новости Якутии» пишет, что в пресс-службе Минтранса России сообщили: «подобных заявлений замминистра транспорта Игорь Чалик не делал».

Андрей Тарасенко связал долги авиакомпании с неисправными самолётами, которые были взяты в лизинг. «Что касается старых грехов, то кто набрал этого хлама? Когда прилетаете, видите, наверно, в аэропорту эти самолёты. Это хлам. Если мы избавимся от него, начнём нормально эксплуатировать и работать. Наведём порядок с керосином, который к нам приходит по неимоверным ценам, закончатся эти космические цены [на билеты]», — высказался глава правительства республики.

Министр транспорта Якутии Владимир Сивцев также выступил против аудиторской проверки. В результате обсуждения депутаты не поддержали предложение провести аудит авиакомпании «Якутия». Её финансовое состояние по результатам года рассмотрит профильный комитет республиканского парламента.